Тема 6. Маркетинговые стратегии в театре

header-image_

Особенности и аудит театрального рынка. Понятие продукта в театре. Маркетинговые модели для театрального продукта. Маркетинговые исследования в театре. Реклама и PR как основные маркетинговые коммуникации, используемые при продвижении театрального продукта.

Компетенции: ПК-12,13

  1. Каковы особенности театрального рынка?
  2. Что такое аудит театрального рынка?
  3. Дайте определение продукта в театре?
  4. Каковы маркетинговые модели для театрального продукта?
  5. Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований
  6. В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта?

 

Тема 6. Маркетинговые стратегии в театре: 9 комментариев

  • 1.Каковы особенности театрального рынка?
    В сфере театрально-зрелищных услуг существуют свои особенности предложения и спроса. Предложение постановок и спектаклей превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко понижается.

    Исследование в сфере театрального искусства наталкивается на ряд проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только реализуется продукт коллективного творчества, но и одновременно снабжается эстетическое и духовное развитие личности зрителя. В то же время сегодня можно констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному искусству в качестве духовного, художественного и культурно-нравственного воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству развлечения и проведения досугового времени.

    Для разработки стратегии исследования театр должен регулярно проводить ситуационный и комплексный анализ своей внутренней и внешней среды. Такой анализ позволяет оценить предшествующую деятельность, рассмотреть достижения и неудачи, установить их причины, проконтролировать компетентность и профессионализм работников, предупредить нежелательные сбои в работе театра, создать предпосылки и благоприятные условия для нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные вопросы.
    Театральный рынок развивается и предъявляет свои требования к театральному процессу. В последнее время становится всё более очевидной необходимость рассмотрения художественной культуры как особой системы социальной деятельности. Комплексное изучение различных аспектов художественной деятельности сформировалось в целое научное направление. Идея комплексного подхода к изучению театрального искусства была поддержана исследователями и практиками театра в конце 60-х годов ХХ в. Тогда впервые появились публикации по организационно-экономической проблематике театрального дела, начались обсуждения возможности нового направления, инициатором которого выступал Л. Юфит. Он был убежден, что между творческими и организационно-экономическими проблемами театрального искусства есть связь. Методы планирования и организации творческо-производственного процесса в театре исследовал Л. Сундстрем. Комплексное исследование социально-экономических проблем театра проведено Г. Дадамяном. Обсуждаются также вопросы управления театрами, а также намечаются направления усовершенствования системы управления в связи с переходом к рынку культурных услуг.

    В настоящее время в театральном менеджменте актуализированы такие проблемы: организационно-экономические вопросы театрального процесса и пути их решения; меры, которые должны быть приняты театрами для их функционирования в условиях рынка культурных услуг; особенности финансирования театров в условиях коммерциализации культуры.
    2.Что такое аудит театрального рынка?
    Аудит — это независимая проверка деятельности отдельно взятой театральной организации с целью изучения достоверности финансовой отчётности компании. Данной процедуре подвергаются также все процессы, проходящие внутри фирмы, производимые продукты, а также реализуемые проекты.
    Аудит не является отождествлением контрольной проверки. Цели, которые преследуются этими процедурами, не являются идентичными. Основная задача аудита заключается в выявлении ошибок и оказании помощи по их устранению.
    3.Дайте определение продукта в театре?
    Театральный коллектив создает особую художественную “продукцию”, — спектакль — которой нельзя найти аналогов в других отраслях. Т.е по сути театральная продукция — это то, что создается творческим коллективом , основа их креативной и творческой деятельности.
    5. Маркетинговые исследования – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей).

    Целью маркетинговых исследований является получение точных и достоверных данных по конкретным проблемам маркетинговой деятельности, необходимых для принятия руководством предприятия обоснованных решений.

    Задачи маркетинговых исследований:

    1) изучение требований рынка к товару

    2) изучение экономической конъюнктуры (соотношения спроса, предложения и цен на рынке в определенный момент времени)

    3) анализ рыночной сегментации

    4) изучению фирменной структуры рынка

    5) исследуются формы и методы, принятые в торговой практике по данному товару на конкретном рынке и его сегментах

    6) анализу подвергаются социально-психологические особенности покупателей и потребителей конкретных рынков

    Основные методы сбора информации

    Наблюдение является наиболее простым методом исследования, как правило, дает наименее удовлетворительные результаты. Наблюдение используется для достижения поисковых целей, обычно связанных с оценкой сложившейся ситуации, поиском полезных идей.

    С помощью наблюдения изучают и фиксируют как настоящее поведение людей, так и результаты прошлого поведения, обычно в реальных условиях.

    Опрос эффективен при проведении исследований, связанных с достижением описательных целей. Данный метод представляет собой сбор необходимой информации непосредственно от опрашиваемых лиц. Опросы проводятся для получения информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п.

    Эксперимент используется для выявления причинно-следственных связей между факторами изучаемой проблемы.

    В процессе эксперимента исследуемые сопоставимые группы помещаются в контролируемые условия, в которых изменяется один или несколько факторов, остальные остаются неизменными, и изучается реакция данной группы на происходящие изменения. Например, с помощью эксперимента можно определить влияние отдельных факторов комплекса маркетинга на потребителя.

    Методика проведения маркетинговых исследований состоит из следующих этапов:

    1. Формулирование проблемы.

    2. Определение необходимой информации и источников ее получения.

    3. Выбор методики исследований.

    4. Определение выборки.

    5. Обработка и анализ данных.

    6. Отчет и использование данных

    6)В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта?
    Отличия этих элементов заключаются и в их целях:

    • реклама — создание образа фирмы, товара, достижение осведомленности о них потенциальных покупателей;

    • PR— достижение высокой общественной репутации фирмы;

    • Отличие PR от рекламы в том, что не все организации используют рекламу. К примеру, пожарные не занимаются рекламой, но PR входит в их круг интересов. Как и в случае городской или президентской администрации, правительства.

    • Реклама специализируется на потоках купли-продажи, а PR заняты всеми потоками коммуникации организации.

    • Если реклама получает комиссионные от покупки места или времени, то PR консультанты по PR продают только свое время и экспертизу.

    • В некоторых PR программах содержится большой объем рекламы. Это, к примеру, касается крупных рекламных кампаний типа убеждения потребителей употреблять определенный сорт бензина, поскольку компания занята охраной окружающей среды, научными исследованиями, образованием. В некоторых компания отделы PR включают в себя также и рекламные подразделения.

    • Реклама может не использоваться организацией, но каждая организация включена в PR. Например, пожарная бригада не рекламирует пожары и даже не рекламирует свои услуги, но имеет связи с разной общественностью. PR охватывает всех и вся, тогда как реклама ограничена специальными задачами продажи и покупки… PR имеет дело с общей коммуникацией всей организации, поэтому они более всеохватны и всеобъемлющи, чем реклама.

    • В то время как реклама поддается учету и контролю в плане охвата и полученного эффекта, деятельность по связям с общественностью не так легко, во-первых, распознать, а во-вторых измерить на предмет эффективности.

    • Следующее различие заключается в том, что если реклама — это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное пространство определенных доз «хороших новостей», то механизм PR более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том числе негативного характера.

    • Если основной механизм рекламы – это платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации клиента, то задача РR-специалиста – добиться того, чтобы исходящая от клиента информация размещалась исключительно за счет своей актуальности, как для самих журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей.

    • Если реклама — это открыто оплачиваемые продавцом товара или услуги отношения между ним и покупателем, имеющие к тому же формальные признаки (например, рубрику «Реклама») и регулируемые специальным законом (в отечественной ситуации это Закон РФ «О рекламе»), то связи с общественностью формализованы значительно меньше.

  • Каковы особенности театрального рынка?
    На сегодняшнем театральном рынке побеждает не столько качество и даже не новизна – они стали нормой. Все чаще конкурентное преимущество определяется умением занять определенные позиции в информационном поле общества, где борьба идет за известность, за интерес и внимание публики. А это означает, что театр, традиционно и эффективно работавшая с общественными интересами, становится потенциальным ресурсом для бизнеса, зависящего от творческих решений дизайнеров, специалистов по рекламе и PR.
    Что такое аудит театрального рынка?
    Маркетинговый аудит театрального рынка (или, как его еще называют маркетинговая ревизия), в сущности — это оценка коммерческой состоятельности театра и поиск ответа на вопрос: есть ли перспективы у данного предприятия на рынке. Цель маркетингового аудита — сформулировать вопросы, на которые необходимо получить ответы (желательно с помощью руководства того предприятия, где такой аудит проводится), обсудить их для выявления имеющихся проблем и наметить пути их устранения.
    Предметом аудита могут являться все элементы маркетинга: цели и стратегии фирмы в области маркетинга, эффективность ценовой политики, имеющаяся сбытовая сеть и направления ее развития, формы рекламы и продвижения продукта на рынке, изменения в ассортименте реализуемых услуг, правильность выбора целевого сегмента и т.п.
    Дайте определение продукта в театре?
    Основным продуктом, который производит театр, является спектакль (услуга). Также, театр может расширять сферу оказываемых услуг, и товаром может стать аренда помещений под мероприятия, продажа фирменной продукции и т.д.
    Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований
    Я считают, что одним из эффективнейших способов маркетинговых исследований для театра станет опрос (интернет-опрос для более прогрессивной аудитории и устный, например, после спектакля, для более возрастное категории ).
    Также для театра подойдёт наблюдение за посещением спектаклей, а последующие кабинетные исследования . Вторичные исследования используются для стратегического планирования маркетинга, посредствам которых можно будет сделать выводы по собранной информации.
    В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта?
    Отличия:
    • Реклама работает сиюминутно (например, «Билеты со скидкой 60%!»), PR выстраивается месяцами.
    • Рекламная кампания закончилась — потребитель остыл. PR продолжает воздействовать на предпочтения гораздо дольше.
    • Реклама продаёт товар, PR создаёт бренд.
    • В рекламе можно слукавить. В пиаре это непростительно.
    • Рекламу проще «пощупать», чем PR.
    • Реклама может сделать вас известным на один день, PR может сделать вас знаменитым надолго.
    • Реклама позволяет оперативно менять концепцию, PR очень строг к переменам.
    • Негативное отношение к компании не исправит никакая реклама. Это сделает PR.
    • Рекламе меньше доверяют, чем связям с общественностью.
    • Рекламный текст призывает к посетить спектакль, PR-текст рассказывает о компании без призыва.
    Общее:
    Реклама и PR есть инструменты продвижения, рекламный и PR креатив есть оригинальные приемы, используемые компанией в рекламе и PR для продвижения, следовательно стратегии продвижения есть не что иное, как способы использования рекламы и PR в продвижении товара, услуги и компании в обществе и на потребительском рынке. Технологии Рекламы и PR — стратегия, говорящая как компания хочет достичь своих рекламных и PR целей

  • Анализ рынка театральных услуг имеют большое значение для управления театральным предприятием, так как полученные результаты могут быть применены для роста эффективности театрально-зрелищного менеджмента, как при осуществлении новых проектов, так и для улучшения существующих бизнес-процессов.
    Театр формируется, существует, развивается, выполняя поставленные перед ним задачи, которые не имеют сходства. с целями деятельности индустриальных предприятий. Театральный коллектив создает особую художественную «продукцию», — спектакль — которой нельзя найти аналогов в других отраслях хозяйства.
    Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания. на нем, а это, прежде всего, объединено с понятием маркетинга. Однако, прежде чем изучать театральное дело, необходимо проанализировать. состояние объекта с помощью различных методов исследования.
    Актуальность исследований в сфере театрального искусства обусловливается целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов:
    от местоположения объекта на рынке театральных услуг;
    от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала.
    Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.
    Для разработки стратегии исследования театр должен постоянно проводить ситуационный, комплексный анализ своей внутренней и внешней среды Такой анализ. позволяет оценить прошлую. деятельность, рассмотреть достижения и провалы, установить их причины, проверить компетентность и профессионализм сотрудников, предотвратить нежелательные сбои в работе театра, создать предпосылки и благоприятные условия для нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные вопросы.

  • 1. Каковы особенности театрального рынка?
    Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания. на нем, а это, прежде всего, объединено с понятием маркетинга. Однако, прежде чем изучать театральное дело, необходимо проанализировать. состояние объекта с помощью различных методов исследования.

    Актуальность исследований в сфере театрального искусства обусловливается целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов:от местоположения объекта на рынке театральных услуг; от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала…

    Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.

    2. Что такое аудит театрального рынка?

    Театральный аудит — это проверка, позволяющая решить следующие задачи:
    — определить объем театрального рынка в денежном и натуральном выражении;
    — провести структурирование объема театрального рынка по типам театров, труппа-резидент или гастролирующая;
    — составить перечень театральных площадок с разделением по типам площадок с кратким описанием (количество посадочных мест, средняя цена билета и т.д.);
    -составить перечень дополнительных платных услуг театральных площадок(буфет, магазин сувениров..);
    — рассчитать структурированный показатель средних затрат посетителей театров на доп. услуги.

    3. Дайте определение продукта в театре?
    Продуктом, который производит театр, является спектакль (услуга). Также, театр может расширять сферу оказываемых услуг, и товаром может стать аренда помещений под мероприятия, продажа фирменной продукции и т.д.

    4. Каковы маркетинговые модели для театрального продукта?
    Одним из эффективнейших способов маркетинговых исследований для театра является опрос (интернет-опрос для более прогрессивной аудитории и устный, например, после спектакля, для более возрастной категории )

    5. Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований
    Также для театра подойдёт наблюдение за посещением спектаклей, а последующие кабинетные исследования . Вторичные исследования используются для стратегического планирования маркетинга, посредствам которых можно будет сделать выводы по собранной информации.

    6. В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта?

    Отличия:
    • Реклама работает сиюминутно, PR выстраивается месяцами.
    • Рекламная кампания закончилась — потребитель остыл. PR продолжает воздействовать на предпочтения гораздо дольше.
    • Реклама продаёт товар, PR создаёт бренд.
    • В рекламе можно слукавить. В пиаре это непростительно.
    • Рекламу проще «пощупать», чем PR.
    • Реклама может сделать вас известным на один день, PR может сделать вас знаменитым надолго.
    • Реклама позволяет оперативно менять концепцию, PR очень строг к переменам.
    • Негативное отношение к компании не исправит никакая реклама. Это сделает PR.
    • Рекламе меньше доверяют, чем связям с общественностью.
    • Рекламный текст призывает к посетить спектакль, PR-текст рассказывает о компании без призыва.
    Общее:
    Реклама и PR есть инструменты продвижения, рекламный и PR креатив есть оригинальные приемы, используемые компанией в рекламе и PR для продвижения, следовательно стратегии продвижения есть не что иное, как способы использования рекламы и PR в продвижении товара, услуги и компании в обществе и на потребительском рынке. Технологии Рекламы и PR — стратегия, говорящая как компания хочет достичь своих рекламных и PR целей

  • 1.
    Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания на нем, а это прежде всего связано с понятием маркетинга. Однако, прежде чем использовать маркетинг в театральном деле, необходимо проанализировать состояние объекта с помощью разлиичных методов маркетингового исследования.
    2.
    Актуальность маркетинговых исследований с сфере театрального искусства определяется целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов: от местоположения объекта на рынке театральных услуг; от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала. Только сам театр способен реально оценить существующую коньюктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.
    Для разработки стратегии маркетинга театр должен постоянно проводить ситуационный, комплексный анализ своей внутренней и внешней среды. Такой анализ позволяет оценить прошлую деятельность, рассмотреть достижения и неудачи, установить их причины, проверить компетентность и профессионализм сотрудников, предотвратить нежелательные сбои в работе театра, создать предпосылки и благоприятные условия для нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные вопросы.
    Для того чтобы выявить тенденции, перспективы развития и условия, в которых возможно применение маркетинга в театре, необходимо сначала провести маркетинговые исследования по следующим вопросам:
    Рынок сбыта театральной продукции и его сегментов.
    Конкуренция.
    Ценообразование — формирование цен на билеты.
    Посещаемость и зрительский спрос.
    Специфика репертуарного плана.
    Ведение маркетинговой политики в театре.
    3.
    Театральный продукт — спектакль – продается посредством продажи билетов, через кассу, где приблизительно должно проходить около 65% общего количества билетной продукции на каждый спектакль. Пусть каждый уполномоченный получает 40% от стоимости проданных им билетов, но в случае возврата с него должен удерживаться очень высокий штраф, в размере 80% от нераспроданных им билетов. Это смогло бы стать весьма эффективной новацией в системе распространения билетов, так как возвращенных билетов бывает очень много и они так и остаются нераспроданными.
    5.
    Различные вкусы и предпочтения зрительской аудитории определяют возможность существования диспропорции между театральным предложением и зрительским спросом. Чтобы спрос населения на рассматриваемый тип деятельности был достаточен для ее воспроизводства, необходимо следующее:
    Наличие устойчивого интереса у широкой публики к посещению театра как форме проведения досугового времени;
    Значительная подготовленная зрительская аудитория, готовая к воспринятию творческих экспериментов;
    Платежеспособное население.
    Для адекватной оценки потребителей рынка театрального искусства и изучения характера потребления этих услуг был проведен выборочный опрос граждан. При анкетировании учитывались:
    возраст респондента;
    пол;
    местожительство;
    наличие досугового времени;
    характер использования досуга;
    оценка качества театральных услуг.
    Данные по результатам опроса1.
    В ходе анкетирования было опрошено 260 человек (дошкольники, школьники, студенты, рабочие и служащие, безработные, руководители организаций, пенсионеры и инвалиды). В опросе участвовали 165 женщин и 95 мужчин.
    Это позволило выяснить, что театральные заведения посещает 33% от общего числа опрошенных, из них:
    12% — считают, что культура и современные театральные постановки находятся на низком уровне;
    9% — не устраивает высокая цена на билеты;
    5% — недовольны текущим репертуаром и культурной политикой театров;
    4% — указали на позднее время окончания спектаклей, криминогенную обстановку и сбои в работе общественного транспорта;
    3% — претензий не имеют.
    Результаты этого социологического исследования показали, что большинство потенциальных зрителей испытывает дефицит досугового времени, что, безусловно, оказывает негативное влияние на потребление театральных услуг. Ответы на поставленные вопросы помогают выявить насущные практические проблемы, от решения которых зависит дальнейшая программа маркетинга в том или ином театре.
    6.
    Маркетинговая концепция, применяемая в театре, включает в себя рекламную деятельность. Сегодня потребность в рекламе с целью стимулирования зрительского спроса довольно актуальна и является основной составляющей маркетинговой политики в сфере театрального искусства. Рекламу спектаклей следует рассматривать как форму массовой коммуникации, которая пытается перевести качество постановок на язык нужд и запросов потребителей, т.к. большинство потенциальных зрителей не знают, что они хотят увидеть на сцене, до тех пор, пока им кто-нибудь не подскажет. Таким образом, театральная реклама действительно необходима для повышения зрительского спроса и уменьшения меры неопределенности потребительского поведения. Поэтому в объективно существующих условиях конкуренции с другими театрами, искусствами и зрелищами каждому театру необходимо сформировать свой индивидуальный “образ” в сознании массового зрителя, разработать свой имидж.

  • 1. Каковы особенности театрального рынка?
    Рынок театрально-зрелищных услуг – это совокупность существующих и потенциальных потребителей с соответствующими запросами и интересами, потребляющими данные услуги с целью приобщения к миру культуры и искусства или иной целью.
    В Санкт-Петербурге существует целый зрелищно-театральный мир. Ежегодно в Петербурге проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. В Петербурге проходят всем известные конкурсы и фестивали искусств: «Золотая маска», «Танц-фестиваль», «Звезды белых ночей» и многие другие.
    В Санкт-Петербурге, доходы от реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия составляют сумму в 40 миллионов долларов в год. В связи с этим, платные культурно-зрелищные услуги давно оформились в самостоятельный рынок.
    В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.
    Существующий театральный рынок распадается на две неравные части. Две первые группы, т.е. 62% всей театральной публики вообще не ощущают никакой зависимости от создателей театральных спектаклей. Эти зрители (преимущественно со средним специальным образованием, в возрасте до 35 лет, редко посещающие театр) без всяких для себя потерь могут отказаться от театра и посвятить свое свободное время другим видам досуга.Иная ситуация сложилась в потребительских группах с высокой избирательностью и детерминированными театральными потребностями, включающих в себя 38 % театральных зрителей. Мотивация культурного поведения таких зрителей устойчиво связана хотя бы с одним из трех желаний: либо пойти в конкретный театр, либо посмотреть конкретную пьесу, либо встретиться с конкретными создателями и исполнителями спектакля. Для этих сегментов характерна привязанность публики к конкретным спектаклям определенных театров. Указанная зависимость усиливается при возрастании уровня избирательности, создавая тем самым условия для монополизации художественного продукта. Значит, по мере усиления степени избирательности театральных потребностей зрителей возникает среда для монопольного повышения цен.

    2. Что такое аудит театрального рынка?
    Внешний аудит включает в себя оценку всех значимых элементов внешней среды театра, а именно:
    a) Анализ макросреды (определение возможностей и угроз для театра включающие демографические, экономические, политические, технологические и др. тенденции макросреды);
    b) Анализ тенденций развития театрального рынка (объем рынка, прибыльность, емкость рынка, количество и величина покупателей, доля рынка, конкуренция);
    c) Анализ потребителей (процесс принятия решения о покупки билетов, факторы, влияющие на принятие решения о покупки (персональные, психологические, социальные), определение мотивов покупки билетов, предпочтений потребителей, неудовлетворенных потребностей потребителей и пр.);
    d) Анализ конкуренции (определение основных конкурентов, их доли театрального рынка, анализ стратегий конкурентов, анализ отличительных преимущества конкурентов, определение позиций конкурентов сильных и слабых сторон и пр.).
    Внутренний аудит включает в себя:
    a) Анализ миссии, видения и стратегии развития театра
    b) Анализ сильных и слабых сторон театра
    c) Анализ организационной структуры театра и системы принятия управленческих решений
    d) Анализ внутрикорпоративной культуры
    e) Анализ маркетинговой деятельности компании

    3. Дайте определение продукта в театре?
    Продукт любого театра – это представление (постановка, спектакль)
    НО! Спектакль как определенное материальное эстетическое целое существует лишь во время его сценического представления: с его начала до финальных поклонов отыгравших свои роли артистов. Получается, что в качестве товара на зрелищно-театральном рынке имеет обращение то, чего нет в реальности. Таким образом, спектакль не относится к статусу товара – некоего продукта или услуги, предназначенной для продажи.
    Спектакль как объект продажи не совпадает полностью ни с услугой, ни с продуктом, в их классических маркетинговых определениях. В нем всегда остается нечто, связанное с его эстетической природой, что предопределяет его выпадение из специфично рыночных определений, отношений и связей.
    Следовательно, в качестве объекта купли-продажи на зрелищно-театральном рынке выступает не сам спектакль как таковой, а образ спектакля – идеальная художественная целостность, обладающая уникальной эстетической ценностью.
    Все же спектакль принято относить к услуге.

    4. Каковы маркетинговые модели для театрального продукта?
    Так как основной продукт театра это услуга, то имеет смысл говорить о классических моделях маркетинга.
    Модель Д. Ратмела
    Модель показывает, что в производственной сфере возможно различить по крайней мере три, хотя и связанных, но вполне самостоятельных процесса:
    1. Процесс производства товаров.
    2. Процесс распределения, или в более широком смысле, маркетинга этих товаров.
    3. Процесс потребления этих товаров.
    В контексте услуг достаточно трудно разделить производство, маркетинг и потребление услуг на отдельные процессы. Главный акцент в модели сделан на специфику услуги как продукта. Из специфики услуги вытекает новая функциональная задача маркетинга в сфере услуг в дополнение к традиционным функциональным задачам маркетинга. Возникает необходимость изучать, создавать, оценивать, рекламировать, продвигать на рынок и продавать процесс взаимодействия между теми, кто производит услугу, и теми, кто ее потребляет.
    Модель П. Эйглие и Е. Лангеарда
    Эта модель маркетинга услуг была разработана в 1976 г. во Франции. Ее назвали «обслуживание в действии». Модель показана на рис.2.
    Модель «обслуживание в действие»
    В модели приняты во внимание все базисные характеристики услуги: не только одновременность производства и потребления, но и ее неосязаемость.
    Ключевыми факторами в этой модели являются:
    1. Сам процесс обслуживания, охваченный большим квадратом.
    2. Организация услуг, обозначенная малым квадратом.
    3.. Потребитель А.
    4. Потребитель Б.
    Наиболее важным элементом в этой модели является потребитель А как целевой рынок фирмы услуг. Тремя стрелками обозначены три главных фактора, которые существенно влияют на поведение потребителя А. Во-первых, это организация, производящая услуги. Она разделяется на две части: видимую для потребителя и невидимую для потребителя. Согласно модели наиболее важной частью для маркетинга является видимая часть. Во-вторых, это другие потребители, обозначенные как «потребитель Б». Согласно модели качественные характеристики других потребителей, находящихся в процессе обслуживания в поле зрения или рядом с потребителем А, существенно влияют на общее восприятие и переживаемость процесса обслуживания потребителя А.
    Согласно логике этой модели менеджер по маркетингу кроме традиционных стратегий маркетинга, используемых в производственном секторе, должен продумать и спланировать дополнительные стратегии.
    1. Создание определенной материальной среды, по которой потребитель будет пытаться оценить качество предстоящего обслуживания.
    2. Обеспечение определенных стандартов поведения персонала, находящегося в контакте с потребителем в процессе обслуживания.
    Модель К. Гренрооса
    В значительной степени эта модель основана на моделях Д. Ратмела, П. Эйглие и Е. Лангеарда и формально не имеет какого-либо оригинального схематического выражения. Однако вкладом К. Гренрооса в теорию маркетинга общепринято признается детальная концептуальная разработка терминологии маркетинга услуг и введение в научный оборот таких концепций, как внутренний маркетинг, качество услуги и интерактивный маркетинг. Интерактивный маркетинг нацелен на процесс взаимодействия между потребителем и персоналом фирмы услуг. По мнению К. Гренросса, качество обслуживания создается именно в процессе интерактивного маркетинга, и главная задача интерактивного маркетинга — это создание и поддержание качественных стандартов обслуживания. Главными факторами при этом становятся процесс качественного обслуживания и поведение персонала, оказывающего услуги.
    Модель Ф. Котлера
    Ф. Котлер предложил различать три взаимосвязанные единицы в маркетинге услуг: руководство фирмы, контактный персонал и потребителей. Был сформирован, так называемый, «треугольник маркетинга услуг».
    Треугольник маркетинга услуг
    Три ключевые единицы образуют три контролируемых звена:
    1. Фирма — потребитель.
    2. Фирма — персонал.
    3. Персонал — потребитель.
    Для того, чтобы эффективно управлять маркетингом в фирме услуг, необходимо развивать три стратегии, направленные на эти три звена.

    5. Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований.
    Маркетинговые исследования рынка театрально-зрелищных услуг имеют большое значение для управления театрально-зрелищным предприятием, так как полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности театрально-зрелищного менеджмента как при реализации новых проектов, так и для совершенствования существующих бизнес-процессов.
    Определяющее условие успешного проведения маркетингового исследования театрально-зрелищного учреждения — это правильная сегментация рынка.
    Под сегментацией рынка в сфере культурного досуга принято понимать разделение на части (сегменты) по каким-либо признакам и с учетом определенных услуг, оказываемых театрально-зрелищными учреждениями, их потребителей, а также самих театрально-зрелищных учреждений, производящих или предлагающих услуги. Четкая и обоснованная сегментация — основа эффективной деятельности учреждения культуры.
    Как показывает опыт маркетинговых прикладных исследований в области зрелищной индустрии, реальное формирование сегментов потребителей на основе только социально-демографических факторов бывает чрезвычайно затруднительным. Как ни парадоксально, люди, сильно различающиеся в социально-демографических характеристиках, могут демонстрировать весьма схожее поведение, и наоборот.
    Ориентация на потребителя составляет сущность современного подхода к маркетингу. Используя этот подход, театрально-зрелищная организация должна систематически проводить исследования, изучать потребности и нужды зрителей, их восприятия, вкусы, отношения, предпочтения и удовлетворенность.
    Для того чтобы выявить тенденции, перспективы развития и условия, в которых возможно применение маркетинга в театре, необходимо сначала провести маркетинговые исследования по следующим вопросам:
    1. Рынок сбыта театральной продукции и его сегментов.
    2. Конкуренция.
    3. Ценообразование — формирование цен на билеты.
    4. Посещаемость и зрительский спрос.
    5. Специфика репертуарного плана.
    6. Ведение маркетинговой политики в театре.
    Что касается методов проведения маркетинговых исследований, то любой метод будет полезен и эффективен. Так как любой метод поможет раскрыть разные стороны действий, мотиваций потребителей.

    6. В чем общность/различие рекламы и PR как основных элементов маркетинга, используемых при продвижении театрального продукта?
    Реклама — публичное оповещение театра потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах. Реклама — форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей.
    Public Relations — коммуникативная активность театра, направленная на формирование гармоничных отношений с обществом, установление и поддержание результативных отношений с полезными аудиториями, изучение общественного мнения и реагирование на него.
    В то время, как реклама доставляет до потенциального потребителя концепцию спектакля, действуя на потребительскую аудиторию на прямую от лица товаропроизводителя, то PR — подготавливает целевую аудиторию к концепции нового спектакля и корректирует позиционирование этого спектакля, формирует гармонию между концепцией спектакля и его позиционированием, действуя на потребительскую аудиторию изнутри, через общественное мнение. В этом заключается суть и различия рекламных и PR технологий.
    В конечном итоге реклама и PR, являясь составляющими комплекса продвижения товара, подчиняются стратегии продвижения и направлены на достижение целей маркетинга товаропроизводителя в частности и его корпоративных целей в общем.

  • 1. Каковы особенности театрального рынка?
    Рынок театрально-зрелищных услуг – это совокупность существующих и потенциальных потребителей с соответствующими запросами и интересами, потребляющими данные услуги с целью приобщения к миру культуры и искусства или иной целью.
    В Санкт-Петербурге существует целый зрелищно-театральный мир. Ежегодно в Петербурге проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. В Петербурге проходят всем известные конкурсы и фестивали искусств: «Золотая маска», «Танц-фестиваль», «Звезды белых ночей» и многие другие.
    В Санкт-Петербурге, доходы от реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия составляют сумму в 40 миллионов долларов в год. В связи с этим, платные культурно-зрелищные услуги давно оформились в самостоятельный рынок.
    В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.
    Существующий театральный рынок распадается на две неравные части. Две первые группы, т.е. 62% всей театральной публики вообще не ощущают никакой зависимости от создателей театральных спектаклей. Эти зрители (преимущественно со средним специальным образованием, в возрасте до 35 лет, редко посещающие театр) без всяких для себя потерь могут отказаться от театра и посвятить свое свободное время другим видам досуга.Иная ситуация сложилась в потребительских группах с высокой избирательностью и детерминированными театральными потребностями, включающих в себя 38 % театральных зрителей. Мотивация культурного поведения таких зрителей устойчиво связана хотя бы с одним из трех желаний: либо пойти в конкретный театр, либо посмотреть конкретную пьесу, либо встретиться с конкретными создателями и исполнителями спектакля. Для этих сегментов характерна привязанность публики к конкретным спектаклям определенных театров. Указанная зависимость усиливается при возрастании уровня избирательности, создавая тем самым условия для монополизации художественного продукта. Значит, по мере усиления степени избирательности театральных потребностей зрителей возникает среда для монопольного повышения цен.

    2. Что такое аудит театрального рынка?
    Маркетинговый аудит театрального рынка (или, как его еще называют маркетинговая ревизия), в сущности — это оценка коммерческой состоятельности театра и поиск ответа на вопрос: есть ли перспективы у данного предприятия на рынке. Цель маркетингового аудита — сформулировать вопросы, на которые необходимо получить ответы (желательно с помощью руководства того предприятия, где такой аудит проводится), обсудить их для выявления имеющихся проблем и наметить пути их устранения.
    Предметом аудита могут являться все элементы маркетинга: цели и стратегии фирмы в области маркетинга, эффективность ценовой политики, имеющаяся сбытовая сеть и направления ее развития, формы рекламы и продвижения продукта на рынке, изменения в ассортименте реализуемых услуг, правильность выбора целевого сегмента и т.п.
    3. Дайте определение продукта в театре?
    Основным продуктом, который производит театр, является спектакль (услуга). Также, театр может расширять сферу оказываемых услуг, и товаром может стать аренда помещений под мероприятия, продажа фирменной продукции и т.п.
    4. Каковы маркетинговые модели для театрального продукта?
    Я считаю, что одним из эффективнейших способов маркетинговых исследований для театра является опрос (интернет-опрос для более прогрессивной аудитории и устный, например, после спектакля, для более возрастной категории )
    5. Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований
    Также для театра подойдёт наблюдение за посещением спектаклей, а последующие кабинетные исследования . Вторичные исследования используются для стратегического планирования маркетинга, посредством которых можно будет сделать выводы по собранной информации.
    6. В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта?
    Отличия:
    • Реклама работает сиюминутно, PR выстраивается месяцами.
    • Рекламная кампания закончилась — потребитель остыл. PR продолжает воздействовать на предпочтения гораздо дольше.
    • Реклама продаёт товар, PR создаёт бренд.
    • В рекламе можно слукавить. В пиаре это непростительно.
    • Рекламу проще «пощупать», чем PR.
    • Реклама может сделать вас известным на один день, PR может сделать вас знаменитым надолго.
    • Реклама позволяет оперативно менять концепцию, PR очень строг к переменам.
    • Негативное отношение к компании не исправит никакая реклама. Это сделает PR.
    • Рекламе меньше доверяют, чем связям с общественностью.
    • Рекламный текст призывает к посетить спектакль, PR-текст рассказывает о компании без призыва.
    Общее:
    Реклама и PR есть инструменты продвижения, рекламный и PR креатив есть оригинальные приемы, используемые компанией в рекламе и PR для продвижения, следовательно стратегии продвижения есть не что иное, как способы использования рекламы и PR в продвижении товара, услуги и компании в обществе и на потребительском рынке. Технологии Рекламы и PR — стратегия, говорящая как компания хочет достичь своих рекламных и PR целей

  • 1. Каковы особенности театрального рынка?
    Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания. На нем, а это, прежде всего, объединено с понятием маркетинга. Однако, прежде чем изучать театральное дело, необходимо проанализировать. состояние объекта с помощью различных методов исследования.
    Актуальность исследований в сфере театрального искусства обусловливается целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов:от местоположения объекта на рынке театральных услуг; от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала
    Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.

    2. Что такое аудит театрального рынка?
    Театральный аудит — это проверка, позволяющая решить следующие задачи:
    — определить объем театрального рынка в денежном и натуральном выражении;
    — провести структурирование объема театрального рынка по типам театров, труппа-резидент или гастролирующая;
    — составить перечень театральных площадок с разделением по типам площадок с кратким описанием (количество посадочных мест, средняя цена билета и т.д.);
    -составить перечень дополнительных платных услуг театральных площадок(буфет, магазин сувениров..);
    — рассчитать структурированный показатель средних затрат посетителей театров на доп. услуги.

    3.Дайте определение продукта в театре?
    Театральный коллектив создает особую художественную “продукцию”, — спектакль — которой нельзя найти аналогов в других отраслях. Т.е по сути театральная продукция — это то, что создается творческим коллективом , основа их креативной и творческой деятельности.

    4. Каковы маркетинговые модели для театрального продукта?
    Одним из эффективнейших способов маркетинговых исследований для театра является опрос (интернет-опрос для более прогрессивной аудитории и устный, например, после спектакля, для более возрастной категории )

    5. Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований
    Также для театра подойдёт наблюдение за посещением спектаклей, а последующие кабинетные исследования . Вторичные исследования используются для стратегического планирования маркетинга, посредствам которых можно будет сделать выводы по собранной информации.

    6. В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта? Отличия:
    • Рекламная кампания закончилась — потребитель остыл. PR продолжает воздействовать на предпочтения гораздо дольше.
    • Реклама продаёт товар, PR создаёт бренд.
    • В рекламе можно слукавить. В пиаре это непростительно.
    • Рекламу проще «пощупать», чем PR.
    • Реклама может сделать вас известным на один день, PR может сделать вас знаменитым надолго.
    • Реклама позволяет оперативно менять концепцию, PR очень строг к переменам.
    • Рекламный текст призывает к посетить спектакль, PR-текст рассказывает о компании без призыва.
    Общее:
    Реклама и PR есть инструменты продвижения, рекламный и PR креатив есть оригинальные приемы, используемые компанией в рекламе и PR для продвижения, следовательно стратегии продвижения есть не что иное, как способы использования рекламы и PR в продвижении товара, услуги и компании в обществе и на потребительском рынке. Технологии Рекламы и PR — стратегия, говорящая как компания хочет достичь своих рекламных и PR целей

  • Каковы особенности театрального рынка?
    Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания. на нем, а это, прежде всего, объединено с понятием маркетинга. Однако, прежде чем изучать театральное дело, необходимо проанализировать. состояние объекта с помощью различных методов исследования.

    Актуальность исследований в сфере театрального искусства обусловливается целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов:от местоположения объекта на рынке театральных услуг; от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала…

    Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.

    2. Что такое аудит театрального рынка?

    Театральный аудит — это проверка, позволяющая решить следующие задачи:
    — определить объем театрального рынка в денежном и натуральном выражении;
    — провести структурирование объема театрального рынка по типам театров, труппа-резидент или гастролирующая;
    — составить перечень театральных площадок с разделением по типам площадок с кратким описанием (количество посадочных мест, средняя цена билета и т.д.);
    -составить перечень дополнительных платных услуг театральных площадок(буфет, магазин сувениров..);
    — рассчитать структурированный показатель средних затрат посетителей театров на доп. услуги.

    3. Дайте определение продукта в театре?
    Продуктом, который производит театр, является спектакль (услуга). Также, театр может расширять сферу оказываемых услуг, и товаром может стать аренда помещений под мероприятия, продажа фирменной продукции и т.д.

    4. Каковы маркетинговые модели для театрального продукта?
    Одним из эффективнейших способов маркетинговых исследований для театра является опрос (интернет-опрос для более прогрессивной аудитории и устный, например, после спектакля, для более возрастной категории )

    5. Методика проведения маркетинговых исследований в театре? Опрос, глубинное полуструктурированное интервью, фокус-группа как методы маркетинговых исследований
    Также для театра подойдёт наблюдение за посещением спектаклей, а последующие кабинетные исследования . Вторичные исследования используются для стратегического планирования маркетинга, посредствам которых можно будет сделать выводы по собранной информации.

    6. В чем общее и различие рекламы и PR как основных маркетинговых коммуникаций, используемых при продвижении театрального продукта?

    Отличия:
    • Реклама работает сиюминутно, PR выстраивается месяцами.
    • Рекламная кампания закончилась — потребитель остыл. PR продолжает воздействовать на предпочтения гораздо дольше.
    • Реклама продаёт товар, PR создаёт бренд.
    • В рекламе можно слукавить. В пиаре это непростительно.
    • Рекламу проще «пощупать», чем PR.
    • Реклама может сделать вас известным на один день, PR может сделать вас знаменитым надолго.
    • Реклама позволяет оперативно менять концепцию, PR очень строг к переменам.
    • Негативное отношение к компании не исправит никакая реклама. Это сделает PR.
    • Рекламе меньше доверяют, чем связям с общественностью.
    • Рекламный текст призывает к посетить спектакль, PR-текст рассказывает о компании без призыва.
    Общее:
    Реклама и PR есть инструменты продвижения, рекламный и PR креатив есть оригинальные приемы, используемые компанией в рекламе и PR для продвижения, следовательно стратегии продвижения есть не что иное, как способы использования рекламы и PR в продвижении товара, услуги и компании в обществе и на потребительском рынке. Технологии Рекламы и PR — стратегия, говорящая как компания хочет достичь своих рекламных и PR целей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *